ПРОЕКТ
УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ТЕМА: « МИР ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ»
Куратор проекта: М.В. Столярова, воспитатель – методист
Авторы проекта: И.В. Тихонова, воспитатель, С.В. Вередина, воспитатель, Е.В. Корнилова, воспитатель, А.А. Харина, воспитатель.
Категория участников
- дети старшего возраста,
- родители воспитанников,
- педагогические работники: воспитатели, музыкальный руководитель,
- социальные партнеры: музей, библиотеки РДК и гимназии №25.
Актуальность проекта
Тема проекта «Мир природы родного края» выбрана не случайно. В современных условиях проблемы патриотического и экологического воспитания дошкольников приобретают особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал патриотизма и экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, желания получать новые знания о природе родного края, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель проекта
Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять, понимание того, что человек и природа взаимосвязаны между собой.
Задачи
1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к природе родного края.
2. Познакомить детей с животными (домашними и дикими), птицами (домашними и дикими), растениями, обитающими на территории Луганской области.
3. Формировать познавательный интерес к жизни животных и растений.
4. Развивать чувство ответственности,
5. Воспитывать бережное отношение к обитателям природы, желание проявлять заботу.
6. Приобщать родителей к активному участию в реализации проекта.
Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:
Дети:
Владеют углубленными знаниями о природе родного края.
Бережно относятся к миру природы.
Познакомились с новыми произведениями о природе.
Понимают важность сохранения природы.
Испытывают чувство восхищения природой родного края.
Родители:
Пополнили знания о природе родного края.
Активно взаимодействуют с педагогами в процессе формирования экологической культуры у детей.
Принимают активное участие в акциях, включенных в проект.
Педагоги:
Создали информационную среду для просвещения родителей.
Пополнили развивающую среду групп по теме проекта.
Срок реализации проекта: с 04.01.2016г. по 26.02. 2016г.
Адресность проекта
Проект, рассчитан на старший дошкольный возраст, в соответствии с требованиями программы развития детей старшего возраста «Впевнений старт» и базовой программой «Українське дошкілля».
Принципы
- Научности
- Последовательности
- Доступности
- Наглядности
- Проблемности
- Интеграции
- Деятельности
Реализация проекта осуществляется по основным темам
- Растения
- Дикие животные
- Домашние животные
- Птицы
Материально-техническое обеспечение проекта
№п/п |
место |
дидактический материал |
|
Группы ДОУ |
|
|
Методический кабинет |
|
|
Музыкальный зал |
|
1этап подготовительный 01.12.2015 – 05.01.2016
№ |
мероприятие |
дата проведения |
|
Определение темы проекта, цели, задач и участников. |
01.12. |
|
Подбор методической литературы |
01.12. – 04.12.2015 |
|
Разработка диагностического инструментария |
07.12 – 11.12.2015 |
|
Разработка анкеты для родителей |
|
|
Подбор дидактического материала |
|
|
Диагностическое исследование знаний детей о природе родного края |
4.01.- 05.01. 2016 |
|
Анкетирование родителей воспитанников «Природа родного края» |
4.01.- 05.01. 2016 |
|
Анализ результатов диагностики детей и анкетирования родителей. |
06.01. 2016 |
2 этап – практический с 11.01. – 12.02.2016
Работа с детьми
Тема: «Растения» с 11.01. по 15.01
№ |
мероприятие |
|
Учебная деятельность |
||
|
Экскурсия. Тема: «Пушистые красавицы» |
|
|
Ознакомление с природой + нетрадиционное изо «Заснеженные деревья и кустарники» |
|
|
Мини - занятие. Тема: «Дуб - дерево нашего города» Рассматривание плодов дуба – желудей, элементов герба Попасной. Просмотр фильма «Как из желудя вырос дуб». |
|
Наблюдения, беседы |
||
|
Наблюдение за деревьями на участке |
|
|
Наблюдение за деревьями каштаном и липой |
|
|
Наблюдение за растительностью на территории д/с |
|
|
Наблюдение за обледенелыми ветвями растений. |
|
|
Беседа о жизни деревьев зимой |
|
|
Беседа «Использование древесины». |
|
Опытно – исследовательская деятельность |
||
|
«Огород круглый год» |
Объект - зелёные всходы овса |
Объект - плод каштана |
||
Игры, творческие задания |
||
|
Дидактическая игра «Кто, чем занимается?» |
|
|
Дидактическая игра «Узнай!» |
|
|
Творча гра «Чиї це насіння» |
|
|
Игры – медитации. |
|
|
Детская игра “Экологические знаки” |
|
Труд в природе |
||
|
«Зелёный корм для птичек» |
|
|
«Птичья столовая» |
|
|
«Поможем деревьям» |
|
|
«Веточки» |
|
«Мастерская природы» |
||
|
Изготовление поделок из природного материала |
|
|
Самостоятельная художественная деятельность «Растительный мир» |
|
|
Изготовление макета «Природа Луганщины» |
|
|
Изготовление плаката «Почемучки» |
|
Развлечение |
||
|
Разгадывание кроссвордов «Деревья и кустарники» |
|
Другие формы работы |
||
|
Составление описательных рассказов |
|
|
Сочинение сказок и историй |
|
|
«Книга жалоб матушки Природы» |
|
|
Чтение художественных произведений |
|
|
Знакомство с музыкальными произведениями о природе |
|
|
Картинная галерея «Матушка Природа» |
Тема: «Дикие животные»
с 18.01 по 22.01.
№ |
мероприятие |
|
Занятия |
||
|
Речевое развитие + ознакомление с природой «Дикие животные наших лесов» |
|
|
Нетрадиционная изодеятельность «Дикие животные» |
|
Наблюдения, беседы |
||
1. |
Беседа «Каких диких животных ты знаешь». |
|
2. |
Наблюдение за белкой. |
|
3. |
Просмотр презентации «Дикие животные». |
|
4. |
Работа с макетом «Уголок леса». |
|
5. |
Рассказ воспитателя «Охрана диких животных. Труд лесника» |
|
Опытно – исследовательская деятельность |
||
1. |
Почему заяц зимой белый? |
|
2. |
Как определить, в каком дереве находится дупло белки? (по скорлупе ореха) |
|
3. |
Где зимуют ежи? |
|
Игры, творческие задания |
||
|
Дидактическая игра «Мамины детки» |
|
|
Дидактическая игра «Чем мы угостим животных» |
|
|
Лабиринт «Кто где живет» |
|
|
Развивающая игра «Что перепутал художник» |
|
|
Подвижная игра «Лиса и зайцы» |
|
|
Подвижная игра «Хитрая лиса» |
|
|
Подвижная игра «Волк и зайцы» |
|
«Мастерская природы» |
||
|
Изготовление макета «Уголок леса» |
|
|
Продолжить изготовление плаката «Почемучки» |
|
|
«Веселые зверята» |
|
Развлечение |
||
1. |
Инсценировка сказки «Рукавичка» |
|
Труд в природе |
||
1 |
«Покорми белочку» |
|
Другие формы работы |
||
1. |
Составление описательных рассказов |
|
2. |
Сочинение сказок и историй |
|
3. |
«Книга жалоб матушки Природы» |
|
Художественно – эстетическое развитие |
||
|
Чтение художественных произведений |
|
|
Знакомство с музыкальными произведениями о природе |
|
|
Картинная галерея «Матушка Природа» |
|
Тема: «Домашние животные»
с 25.01 по 29.01
№ |
мероприятие |
|
Занятия |
||
|
Ознакомление с природой + речевое развитие «Наши домашние животные». |
|
|
Аппликация (коллективная) + ознакомление с окружающим «Животноводческая ферма» |
|
Наблюдения, беседы |
||
|
Беседа «Каких домашних животных ты знаешь». |
|
|
Наблюдение за кошкой. |
|
|
Наблюдение за собаками. |
|
|
Наблюдение за кроликом |
|
|
Беседа «Собака друг человека» |
|
|
Просмотр презентации «Домашние животные». |
|
|
Работа с макетом «Домик в деревне». |
|
Опытно – исследовательская деятельность |
||
|
Сравнение следов собаки и кошки. |
|
|
Уход за детёнышем домашнего животного. |
|
Игры, творческие задания |
||
|
Дидактическая игра «Любимые детки». |
|
|
Дидактическая игра «Кто лишний». |
|
|
Игра «Придумай загадку». |
|
|
Подвижные игры: «Лошадки», «Кот и мыши», «Кони», «Лохматый пёс» |
|
|
Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная больница» |
|
|
Почему собака виляет хвостом? |
|
|
Зачем кошке длинные усы? |
|
|
Почему поросята любят валяться в грязи? |
|
«Мастерская природы» |
||
|
Изготовление игрушки для кота. |
|
|
Изготовление макета «Домик в деревне» |
|
|
Продолжить изготовление плаката «Почемучки» |
|
Развлечение |
||
|
Викторина «Знаешь ли ты домашних животных?» |
|
Труд в природе |
||
|
«Кормим бездомных животных» |
|
|
Уход за домашними животными |
|
Другие формы работы |
||
|
Составление описательных рассказов |
|
|
Сочинение сказок и историй |
|
|
«Книга жалоб матушки Природы» |
|
Художественно – эстетическое развитие |
||
|
Чтение художественных произведений |
|
|
Знакомство с музыкальными произведениями о природе |
|
|
Картинная галерея «Матушка Природа» |
|
Тема: «Птицы» с 01.02 по 05.02
№ |
мероприятие |
|
Занятия |
||
|
Ознакомление с природой + аппликация «Путешествие в лес», «Сова» (оригами) |
|
|
Ознакомление с природой + нетрадиционное изо «Птичий двор» |
|
Наблюдения, беседы |
||
|
Наблюдение за дикими птицами «Чем похожи, чем отличаются» |
|
|
Беседа «Птицы нашей местности» |
|
|
Беседа «Помощь зимующим птицам» |
|
|
Беседа о домашних птицах «У каждой пташки свои замашки» |
|
|
Наблюдение за поведением зимующих птиц в сильный мороз |
|
|
Наблюдение за птицами у кормушки |
|
|
Наблюдение за курицей |
|
|
Просмотр презентации «Справочник юного орнитолога» |
|
|
Работа с макетами «Домик в деревне» и «Уголок леса» |
|
Опытно – исследовательская деятельность |
||
|
«Сравни следы» |
|
|
«Угадай по голосу» |
|
|
Опыты с перьями |
|
Игры, творческие задания |
||
|
Дидактические игры: «Взрослые – малыши», «Узнай по описанию», «Что за чем», «Птичье жилище», «Пернатые друзья» |
|
|
Сюжетно – ролевые игры по песне «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Птичий двор» |
|
|
Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Воробушки и автомобили», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота» |
|
|
Кого можно назвать птицей? |
|
|
У кого из птиц длиннее хвост? |
|
|
У кого самый крепкий клюв? |
|
|
Какая птица живёт в домике, изготовленном человеком? |
|
«Мастерская природы» |
||
|
«Кормушки» |
|
|
Изготовление атрибутов для макетов «Домик в деревне» и «Уголок леса» |
|
|
Продолжить изготовление плаката «Почемучки» |
|
Развлечение |
||
|
Заседание клуба Любителей природы |
|
Труд в природе |
||
|
«Птичья столовая» |
|
|
Сбор корма для птиц |
|
|
Кормим курицу |
|
|
«Зелёный корм для птичек» |
|
Другие формы работы |
||
|
Составление описательных рассказов |
|
|
Сочинение сказок и историй |
|
|
«Книга жалоб матушки Природы» |
|
Художественно – эстетическое развитие |
||
|
Чтение художественных произведений |
|
|
Знакомство с музыкальными произведениями о природе |
|
|
Картинная галерея «Матушка Природа» |
|
План работы с родителями
№ |
мероприятие |
дата проведения |
1. |
Анкетирование «Природа родного края» |
4.02. - 05.02.16 |
|
Акция «Птичья столовая» |
зима |
|
Акция «Птичий дом» (скворечники, синичники) |
февраль |
|
Буклет «Буду я природе другом» |
февраль |
|
Конкурс рисунков «Эти забавные дикие животные» |
18.01 – 22.01.16 |
|
Консультации: - «Учим детей любить природу» - «Пушистые воспитатели» -«Если вы нашли птенца» -«Лесная азбука» |
январь - февраль |
|
Фотовыставка «Усы, лапы, хвост». |
25.01.- 29.01.2016 |
|
Папки – передвижки: «Изучаем Красную книгу Украины» «Птицы нашего края» |
январь - февраль |
|
Библиотека для родителей «Читаем вместе» |
январь - февраль |
3 этап - итоговый 15.02. – 19.02.2016
№ |
мероприятие |
дата проведения |
ответственный |
|
Выставка «Буду я природе добрым другом» |
15.02. – 16.02. 16 |
Вербенская И.В. |
|
Экскурсия в музей |
16.02.16 |
Столярова М.В. |
|
КВН |
17.02.16 |
Нудьга Н.Б., Корнилова Е.В. |
|
Оформление буклетов «Буду я природе другом» |
15.02. – 19.02.16 |
Столярова М.В., Вередина С.В. |
|
Диагностика |
18.02. – 19.02.16 |
Харина О.А. |
|
Мониторинг результатов диагностики |
19.02.16 |
Тихонова И.В.
|
4 этап – аналитический 22.02. – 26.02.2016
№ |
мероприятие |
дата проведения |
|
Обобщение и оформление материалов работы над проектом |
22.02. – 25.02.16 |
|
Освещение информации о проекте на сайте |
26.02.16 |
Литература
- Базовий компонент дошкільної освіти. 1999р.,
- «Впевнений старт». Програма розвитку дітей старшого дошкільного віку. 2012р.;
- «Українське дошкілля». Програма розвитку дитини дошкільного віку. 2013р;
- Система орієнтовного перспективно-календарного тематичного планування за програмою розвитку дитини дошкільного віку "Українське дошкілля" : у 4 ч. Упорядник: Т.В.Наумчук./- Тернопіль, Мандрівець, 2014.
- Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подг. группы детского сада: пособие для воспит. дошк. образоват. учрежд. / - М. : Просвещение, 2002.
- Гавриш Н., Безсонова О., Калейдоскоп інформаційно – ігрової творчості дітей./ К.: Слово, 2012;
- Яришева Н.Ф. Екологічне виховання дошкільників/ К. – Грамота, 2001;
- Дивокрай. Вибрані дидактико-методичні матеріали, Л. В. Калуська, Мандрівець, 2007р.
- Виховання екологічної культури дошкільників, З. П. Плохій, АТ «Миронівська друкарня», 2002р.