ПРОЕКТ
УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ТЕМА: « МИР ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ»
Куратор проекта: М.В. Столярова, воспитатель – методист
Авторы проекта: И.В. Тихонова, воспитатель, С.В. Вередина, воспитатель, Е.В. Корнилова, воспитатель, А.А. Харина, воспитатель.
Категория участников
- дети старшего возраста,
- родители воспитанников,
- педагогические работники: воспитатели, музыкальный руководитель,
- социальные партнеры: музей, библиотеки РДК и гимназии №25.
Актуальность проекта
Тема проекта «Мир природы родного края» выбрана не случайно. В современных условиях проблемы патриотического и экологического воспитания дошкольников приобретают особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал патриотизма и экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, желания получать новые знания о природе родного края, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель проекта
Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять, понимание того, что человек и природа взаимосвязаны между собой.
Задачи
1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к природе родного края.
2. Познакомить детей с животными (домашними и дикими), птицами (домашними и дикими), растениями, обитающими на территории Луганской области.
3. Формировать познавательный интерес к жизни животных и растений.
4. Развивать чувство ответственности,
5. Воспитывать бережное отношение к обитателям природы, желание проявлять заботу.
6. Приобщать родителей к активному участию в реализации проекта.
Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:
Дети:
Владеют углубленными знаниями о природе родного края.
Бережно относятся к миру природы.
Познакомились с новыми произведениями о природе.
Понимают важность сохранения природы.
Испытывают чувство восхищения природой родного края.
Родители:
Пополнили знания о природе родного края.
Активно взаимодействуют с педагогами в процессе формирования экологической культуры у детей.
Принимают активное участие в акциях, включенных в проект.
Педагоги:
Создали информационную среду для просвещения родителей.
Пополнили развивающую среду групп по теме проекта.
Срок реализации проекта: с 04.01.2016г. по 26.02. 2016г.
Адресность проекта
Проект, рассчитан на старший дошкольный возраст, в соответствии с требованиями программы развития детей старшего возраста «Впевнений старт» и базовой программой «Українське дошкілля».
Принципы
- Научности
- Последовательности
- Доступности
- Наглядности
- Проблемности
- Интеграции
- Деятельности
Реализация проекта осуществляется по основным темам
- Растения
- Дикие животные
- Домашние животные
- Птицы
Материально-техническое обеспечение проекта
№п/п
|
место
|
дидактический
материал
|
-
|
Группы ДОУ
|
- Библиотека «В мире природы»
- Кукольные театры: «Теремок», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Коза Дереза», «Пан Коцький», «Соломенный бычок», «Кривенька качечка», «Гуси – лебеди»
- Картотека подвижных игр «Мир природы»
- Альбом «Фольклор»
- Подбор художественной литературы «Книга природы»
- Уголок художественного творчества «Мастерская природы»
- «Огород круглый год»
- Альбомы: «Червона книга України», «Про дерева та кущі», «Рослини», «Зелена аптека», «Тварини», «Птахи»,
- Мнемотаблицы,
- Корректурные таблицы,
- Художественная литература: «Читаем детям» З.Г. Сахипова; «Казки про природу для дошкільнят» О.О.Лопатіна, М.В. Скребцова; «Веселка» В.Д. Крушинська; «Золотий колосок» Н.Дзубишина – Мельник.
|
-
|
Методический
кабинет
|
- Мультимедийные пособия «Природа Луганского края»,
- Макеты «Домик в деревне», «Уголок леса»
- Картины и иллюстрации о проде
|
-
|
Музыкальный зал
|
- Фонотека «Голоса природы»
- Видеозаписи «Жизнь животных»
- Аудизаписи
- Песни, игры, мелодии
|
1этап подготовительный 01.12.2015 – 05.01.2016
№
|
мероприятие
|
дата проведения
|
-
|
Определение темы проекта, цели, задач и участников.
|
01.12.
|
-
|
Подбор методической литературы
|
01.12. – 04.12.2015
|
-
|
Разработка диагностического инструментария
|
07.12 – 11.12.2015
|
-
|
Разработка анкеты для родителей
|
|
-
|
Подбор дидактического материала
|
|
-
|
Диагностическое исследование знаний детей о природе родного края
|
4.01.- 05.01. 2016
|
-
|
Анкетирование родителей воспитанников «Природа родного края»
|
4.01.- 05.01. 2016
|
-
|
Анализ результатов диагностики детей и анкетирования родителей.
|
06.01. 2016
|
2 этап – практический с 11.01. – 12.02.2016
Работа с детьми
Тема: «Растения» с 11.01. по 15.01
№
|
мероприятие
|
Учебная деятельность
|
-
|
Экскурсия. Тема: «Пушистые красавицы»
|
-
|
Ознакомление с природой + нетрадиционное изо «Заснеженные деревья и кустарники»
|
-
|
Мини - занятие.
Тема: «Дуб - дерево нашего города»
Рассматривание плодов дуба – желудей, элементов герба Попасной.
Просмотр фильма «Как из желудя вырос дуб».
|
Наблюдения, беседы
|
-
|
Наблюдение за деревьями на участке
|
-
|
Наблюдение за деревьями каштаном и липой
|
-
|
Наблюдение за растительностью на территории д/с
|
-
|
Наблюдение за обледенелыми ветвями растений.
|
-
|
Беседа о жизни деревьев зимой
|
-
|
Беседа «Использование древесины».
|
Опытно – исследовательская деятельность
|
-
|
«Огород круглый год»
|
Объект - зелёные всходы овса
|
Объект - плод каштана
|
Игры, творческие задания
|
-
|
Дидактическая игра «Кто, чем занимается?»
|
-
|
Дидактическая игра «Узнай!»
|
-
|
Творча гра «Чиї це насіння»
|
-
|
Игры – медитации.
|
-
|
Детская игра “Экологические знаки”
|
Труд в природе
|
-
|
«Зелёный корм для птичек»
|
-
|
«Птичья столовая»
|
-
|
«Поможем деревьям»
|
-
|
«Веточки»
|
«Мастерская природы»
|
-
|
Изготовление поделок из природного материала
|
-
|
Самостоятельная художественная деятельность «Растительный мир»
|
-
|
Изготовление макета «Природа Луганщины»
|
-
|
Изготовление плаката «Почемучки»
|
Развлечение
|
-
|
Разгадывание кроссвордов «Деревья и кустарники»
|
Другие формы работы
|
-
|
Составление описательных рассказов
|
-
|
Сочинение сказок и историй
|
-
|
«Книга жалоб матушки Природы»
|
-
|
Чтение художественных произведений
|
-
|
Знакомство с музыкальными произведениями о природе
|
-
|
Картинная галерея «Матушка Природа»
|
Тема: «Дикие животные»
с 18.01 по 22.01.
№
|
мероприятие
|
Занятия
|
-
|
Речевое развитие + ознакомление с природой «Дикие животные наших лесов»
|
-
|
Нетрадиционная изодеятельность «Дикие животные»
|
Наблюдения, беседы
|
1.
|
Беседа «Каких диких животных ты знаешь».
|
2.
|
Наблюдение за белкой.
|
3.
|
Просмотр презентации «Дикие животные».
|
4.
|
Работа с макетом «Уголок леса».
|
5.
|
Рассказ воспитателя «Охрана диких животных. Труд лесника»
|
Опытно – исследовательская деятельность
|
1.
|
Почему заяц зимой белый?
|
2.
|
Как определить, в каком дереве находится дупло белки? (по скорлупе ореха)
|
3.
|
Где зимуют ежи?
|
Игры, творческие задания
|
-
|
Дидактическая игра «Мамины детки»
|
-
|
Дидактическая игра «Чем мы угостим животных»
|
-
|
Лабиринт «Кто где живет»
|
-
|
Развивающая игра «Что перепутал художник»
|
-
|
Подвижная игра «Лиса и зайцы»
|
-
|
Подвижная игра «Хитрая лиса»
|
-
|
Подвижная игра «Волк и зайцы»
|
«Мастерская природы»
|
-
|
Изготовление макета «Уголок леса»
|
-
|
Продолжить изготовление плаката «Почемучки»
|
-
|
«Веселые зверята»
|
Развлечение
|
1.
|
Инсценировка сказки «Рукавичка»
|
Труд в природе
|
1
|
«Покорми белочку»
|
Другие формы работы
|
1.
|
Составление описательных рассказов
|
2.
|
Сочинение сказок и историй
|
3.
|
«Книга жалоб матушки Природы»
|
Художественно – эстетическое развитие
|
-
|
Чтение художественных произведений
|
-
|
Знакомство с музыкальными произведениями о природе
|
-
|
Картинная галерея «Матушка Природа»
|
|
|
|
Тема: «Домашние животные»
с 25.01 по 29.01
№
|
мероприятие
|
Занятия
|
-
|
Ознакомление с природой + речевое развитие «Наши домашние животные».
|
-
|
Аппликация (коллективная) + ознакомление с окружающим «Животноводческая ферма»
|
Наблюдения, беседы
|
-
|
Беседа «Каких домашних животных ты знаешь».
|
-
|
Наблюдение за кошкой.
|
-
|
Наблюдение за собаками.
|
-
|
Наблюдение за кроликом
|
-
|
Беседа «Собака друг человека»
|
-
|
Просмотр презентации «Домашние животные».
|
-
|
Работа с макетом «Домик в деревне».
|
Опытно – исследовательская деятельность
|
-
|
Сравнение следов собаки и кошки.
|
-
|
Уход за детёнышем домашнего животного.
|
Игры, творческие задания
|
-
|
Дидактическая игра «Любимые детки».
|
-
|
Дидактическая игра «Кто лишний».
|
-
|
Игра «Придумай загадку».
|
-
|
Подвижные игры: «Лошадки», «Кот и мыши», «Кони», «Лохматый пёс»
|
-
|
Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная больница»
|
-
|
Почему собака виляет хвостом?
|
-
|
Зачем кошке длинные усы?
|
-
|
Почему поросята любят валяться в грязи?
|
«Мастерская природы»
|
-
|
Изготовление игрушки для кота.
|
-
|
Изготовление макета «Домик в деревне»
|
-
|
Продолжить изготовление плаката «Почемучки»
|
Развлечение
|
-
|
Викторина «Знаешь ли ты домашних животных?»
|
Труд в природе
|
-
|
«Кормим бездомных животных»
|
-
|
Уход за домашними животными
|
Другие формы работы
|
-
|
Составление описательных рассказов
|
-
|
Сочинение сказок и историй
|
-
|
«Книга жалоб матушки Природы»
|
Художественно – эстетическое развитие
|
-
|
Чтение художественных произведений
|
-
|
Знакомство с музыкальными произведениями о природе
|
-
|
Картинная галерея «Матушка Природа»
|
|
|
|
Тема: «Птицы» с 01.02 по 05.02
№
|
мероприятие
|
Занятия
|
-
|
Ознакомление с природой + аппликация «Путешествие в лес», «Сова» (оригами)
|
-
|
Ознакомление с природой + нетрадиционное изо «Птичий двор»
|
Наблюдения, беседы
|
-
|
Наблюдение за дикими птицами «Чем похожи, чем отличаются»
|
-
|
Беседа «Птицы нашей местности»
|
-
|
Беседа «Помощь зимующим птицам»
|
-
|
Беседа о домашних птицах «У каждой пташки свои замашки»
|
-
|
Наблюдение за поведением зимующих птиц в сильный мороз
|
-
|
Наблюдение за птицами у кормушки
|
-
|
Наблюдение за курицей
|
-
|
Просмотр презентации «Справочник юного орнитолога»
|
-
|
Работа с макетами «Домик в деревне» и «Уголок леса»
|
Опытно – исследовательская деятельность
|
-
|
«Сравни следы»
|
-
|
«Угадай по голосу»
|
-
|
Опыты с перьями
|
Игры, творческие задания
|
-
|
Дидактические игры: «Взрослые – малыши», «Узнай по описанию»,
«Что за чем», «Птичье жилище», «Пернатые друзья»
|
-
|
Сюжетно – ролевые игры по песне «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Птичий двор»
|
-
|
Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Воробушки и автомобили», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота»
|
-
|
Кого можно назвать птицей?
|
-
|
У кого из птиц длиннее хвост?
|
-
|
У кого самый крепкий клюв?
|
-
|
Какая птица живёт в домике, изготовленном человеком?
|
«Мастерская природы»
|
-
|
«Кормушки»
|
-
|
Изготовление атрибутов для макетов «Домик в деревне» и «Уголок леса»
|
-
|
Продолжить изготовление плаката «Почемучки»
|
Развлечение
|
-
|
Заседание клуба Любителей природы
|
Труд в природе
|
-
|
«Птичья столовая»
|
-
|
Сбор корма для птиц
|
-
|
Кормим курицу
|
-
|
«Зелёный корм для птичек»
|
Другие формы работы
|
-
|
Составление описательных рассказов
|
-
|
Сочинение сказок и историй
|
-
|
«Книга жалоб матушки Природы»
|
Художественно – эстетическое развитие
|
-
|
Чтение художественных произведений
|
-
|
Знакомство с музыкальными произведениями о природе
|
-
|
Картинная галерея «Матушка Природа»
|
|
|
|
План работы с родителями
№
|
мероприятие
|
дата проведения
|
1.
|
Анкетирование «Природа родного края»
|
4.02. - 05.02.16
|
-
|
Акция «Птичья столовая»
|
зима
|
-
|
Акция «Птичий дом» (скворечники, синичники)
|
февраль
|
-
|
Буклет «Буду я природе другом»
|
февраль
|
-
|
Конкурс рисунков «Эти забавные дикие животные»
|
18.01 – 22.01.16
|
-
|
Консультации:
- «Учим детей любить природу»
- «Пушистые воспитатели»
-«Если вы нашли птенца»
-«Лесная азбука»
|
январь - февраль
|
-
|
Фотовыставка «Усы, лапы, хвост».
|
25.01.- 29.01.2016
|
-
|
Папки – передвижки:
«Изучаем Красную книгу Украины»
«Птицы нашего края»
|
январь - февраль
|
-
|
Библиотека для родителей «Читаем вместе»
|
январь - февраль
|
3 этап - итоговый 15.02. – 19.02.2016
№
|
мероприятие
|
дата
проведения
|
ответственный
|
-
|
Выставка «Буду я природе добрым другом»
|
15.02. – 16.02. 16
|
Вербенская И.В.
|
-
|
Экскурсия в музей
|
16.02.16
|
Столярова М.В.
|
-
|
КВН
|
17.02.16
|
Нудьга Н.Б.,
Корнилова Е.В.
|
-
|
Оформление буклетов «Буду я природе другом»
|
15.02. – 19.02.16
|
Столярова М.В.,
Вередина С.В.
|
-
|
Диагностика
|
18.02. – 19.02.16
|
Харина О.А.
|
-
|
Мониторинг результатов диагностики
|
19.02.16
|
Тихонова И.В.
|
4 этап – аналитический 22.02. – 26.02.2016
№
|
мероприятие
|
дата проведения
|
-
|
Обобщение и оформление материалов работы над проектом
|
22.02. – 25.02.16
|
-
|
Освещение информации о проекте на сайте
|
26.02.16
|
Литература
- Базовий компонент дошкільної освіти. 1999р.,
- «Впевнений старт». Програма розвитку дітей старшого дошкільного віку. 2012р.;
- «Українське дошкілля». Програма розвитку дитини дошкільного віку. 2013р;
- Система орієнтовного перспективно-календарного тематичного планування за програмою розвитку дитини дошкільного віку "Українське дошкілля" : у 4 ч. Упорядник: Т.В.Наумчук./- Тернопіль, Мандрівець, 2014.
- Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подг. группы детского сада: пособие для воспит. дошк. образоват. учрежд. / - М. : Просвещение, 2002.
- Гавриш Н., Безсонова О., Калейдоскоп інформаційно – ігрової творчості дітей./ К.: Слово, 2012;
- Яришева Н.Ф. Екологічне виховання дошкільників/ К. – Грамота, 2001;
- Дивокрай. Вибрані дидактико-методичні матеріали, Л. В. Калуська, Мандрівець, 2007р.
- Виховання екологічної культури дошкільників, З. П. Плохій, АТ «Миронівська друкарня», 2002р.
|